Памятка для родителей детей с РАС
Гаджеты и дети.
Итак, если Ваш ребенок тревожен, раздражен, расстроен, даете ли ВЫ ему телефон/планшет? Возможно, да, потому что это «работающий способ» справиться с эмоциями, отвлечь или просто чем -то занять. Но, насколько это безопасно для ментального здоровья ребенка?
В 2018/2020гг исследователи из Мичиганского университета установили взаимосвязь времени, проведенного детьми у экранов с эмоциональной нестабильностью, импульсивным поведением.
В исследовании приняли участие 422 ребенка 3-5 лет и 422 родителя. Было обнаружено, что использование гаджетов влияло на освоение детьми навыков регулирования эмоций и управления поведением (эмоциональная дисрегуляция, быстрая смена настроения, повышенная импульсивность).
Обычно дети, успешно справляются с эмоциональной регуляцией и способны оставаться спокойными, гибкими, сталкиваясь с новыми проблемами. Однако, если детей отвлекать от переживаний и успокаивать с помощью телефона, со временем возможность регулировать свои эмоции и поведение ухудшится.
В 2021г было публиковано исследование, в котором участвовало 5412 подростков в возрасте от 10-14 лет. Было выявлено, что, чем больше времени ребенок проводил перед экраном (видео-игры, потоковое видео, соц.сети, мессенджеры (от 5-9часов в день)), тем хуже обстояло дело с его психическим здоровьем и способностью справляться со стрессом.
Другое исследование, показало взаимосвязь видео игры и просмотров видео с компульсивным поведением. Из группы детей 9-10 лет, проводивших перед экраном 4 часа в день, у 6% диагностировались критерии ОКР(обсессивно-компульствное расстройство) в последующие 2 года. По этим данным, каждый дополнительный час, проведенный за игрой, потоковым видео увеличивает шанс развития ОКР на 11%. Важно отметить, что речь идет именно об играх, видео роликах, где ребенок имеет возможность влиять на процесс и быстро переключаться с одного объекта на другой. Просмотр телевизора, например, не показал значимых данных.
В этих исследованиях в выборку не были включены дети с особенностями развития, но есть основания полагать, что для таких детей результаты были бы более выраженными.
Вывод: не рекомендовано использовать гаджеты для успокоения или отвлечения детей. Нужно искать иные способы переживания эмоциональных состояний. Если у ребенка есть склонность к стереотипиям и навязчивостям (это касается большинства детей с РАС), то чрезмерное использование гаджетов способно усугубить симптомы. А вот, сокращая время проводимое ребенком с телефоном можно улучшить психическое здоровье и повысить устойчивость к стрессовым факторам.