ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Приоритет социальной политики России в области социальной защиты в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права – создать инвалидам равные с другими гражданами условия для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение необходимых социальных услуг для повышения качества жизни.
Доступная (или безбарьерная) среда – это среда, которая создает лёгкие и безопасные условия для людей. Доступная среда для инвалидов – это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями пользовались этим пространством с минимальной помощью посторонних.
Подходы к зданию, пути движения:
Центральный вход в здание православной школы оборудован мобильным пандусом для инвалидных колясок различных модификаций и доступны для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Пути движения внутри здания:
В коридорах ЧОУ "Глобус" создана возможность доступного и беспрепятственного движения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. По ходу передвижения, а также на входах в учебные классы и туалетные комнаты первого этажа отсутствуют высокие пороги и приступы. Все коридоры оснащены легко раскрывающимися дверями, ширина дверных проемов не менее 80 сантиметров, что позволяет передвигаться в инвалидной коляске. При необходимости для обеспечения передвижения по первому этажу здания школы инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.
Оборудованные учебные кабинеты:
Оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. Передние парты во всех кабинетах предназначаются для детей с пониженным зрением или слухом.
Объекты для проведения практических занятий:
Практические занятия проводятся в специализированном естественнонаучном кабинете. Передние парты в кабинете предназначаются для детей с пониженным зрением или слухом.
Объекты спорта:
Спортивный зал и бассейн (имеются договоры об их использовании), спортивная площадка во дворе школы используется в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Средства обучения и воспитания:
Специальных средств обучения и воспитания для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.
Условия питания обучающихся:
Специальных условий питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.
Условия охраны здоровья обучающихся:
Специальных условий охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.
Доступ в Интернет и образовательные ресурсы:
Специальных условий доступа в Интернет и к образовательным ресурсам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.
"Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными, между тем из низ обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом" Ян Каменский.
Инклюзивное или включенное образование - это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чтоне могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального ивысшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональнойподготовке людей с ограниченными возможностями.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Правила инклюзивной школы:
- Все ученики равны в школьном сообществе;
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей;
- Планируется и проводится эффективное обучение;
- Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика;
- Семьи активно участвуют в жизни школы;
- Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
На протяжении 20 лет работы в нашей школе и детском саду находятся на обучении и воспитании дети с различными патологиями в здоровье. Мы любим, учим, заботимся о всех детях, которые попадают к нам. Малая наполняемость классов позволяет таким особенным мальчикам и девочкам, под руководством грамотных, высокопрофессиональных педагогов успешно усваивать программу, принимать активное участие в жизни учебного заведения – участие в праздниках, субботниках, путешествуют по музеям, театрам и выставкам. К услугам детей с особенным здоровьем, детей с трудностями адаптации в массовых учебных заведениях и их родителей врач-педиатр, логопед, педагог-психолог, консультации социальных педагогов.
Все наши дети учатся и воспитываются вместе, в единой дружной семье «детей-педагогов-родителей школы «Глобус». Результаты отличные!
К окончанию 11 класса все наши дети успешно овладевают дальнейшими знаниями в ВУЗах страны, качественно и полноценно работают, становятся активными гражданами страны.
Верьте в своих детей, а мы им поможем!
Инклюзивное образование
«Дорога в тысячу лиг начинается с первого шага»
Китайская народная пословица
Право каждого — наслаждаться жизнью, и пользоваться ее дарами, особенно если это касается ребенка! Правительства стран мира согласились, что это относится ко всем детям, независимо от их отклонений в здоровье, особенностей развития и окружающей среды.
Образование — неотъемлемое право человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями.
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в отношении таких детей, — создание условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе. Опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение способствует социальной адаптации особенных детей, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к детям с особенностями в здоровье и развитии, инвалидам, формирует отношение к ним как полноценным людям . Общество становиться толерантным и учиться уважать другие личности.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим подопечным необходимую специальную поддержку. Этим сегодня занимается наше учебное заведение.
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной во всех регионах страны, в том числе и в нашей области, районе. Общество стало гуманней и детей данной категории стали называть как «дети с особыми образовательными потребностями». С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику.
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого и, на наш взгляд, более перспективного направления — инклюзии. Но необходимо отметить, что с процессом включения детей с ограниченными возможностями в развитии в массовые образовательные учреждения связано много сложностей, которые для нашей страны на данный момент являются непреодолимыми. Одной из наиболее значимых и ещё пока не решённых проблем является проблема создания учебно-методических комплексов для успешного инклюзивного образования всех категорий детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений. Ценность инклюзивного образования — в смешении учеников.
Наибольшим препятствием инклюзиву обычно является негативное отношение. Дети не привыкли видеть рядом с собой других детей, которые выглядят и ведут себя по-другому. Родители также могут излишне волноваться о «снижении стандартов», в случае, если дети с отклонениями или другими специальными нуждами будут включены в обычные классы. Учителя должны сыграть роль проводников в изменении отношения к лучшему среди учеников, их родителей и, конечно же, среди других членов общества. Очень важно для социального включения, чтобы дети вместе играли и работали. Они могут также помочь школьникам при передвижении из одного класса в другой и на переменах. В пределах класса, развивать «репетиторство между школьниками». Более способные ученики могут помочь тем, кто отстает в выполнении классной работы. Также помочь «особым» детям избавиться от чувства обузы, чтобы не стали зависимыми и превратились в объекты оказания «помощи». Дать возможность самим внести и свой вклад в школьную жизнь. Педагоги школы разработали обучающие игры, в которых ученики могут поиграть все вместе в классе. Группам учеников эти игры могут помочь в овладении чтения и математики. Поставить занятия в классе таким образом, чтобы все дети могли принять в них участие.
Особая роль отводится внеклассным мероприятиям. Раскрывать таланты всех учеников, поощряя их участие в школьных кружках, таких, как пение, танцы и драма. Включать всех детей во все школьные занятия и выступления. Хорошим знаком является совместная игра детей на школьном участке, совместное участие в субботниках.
Трудности, встречающиеся на пути построения образования для ВСЕХ, не могут быть преодолены только одной школой. Эта проблема требует активного сотрудничества и участия всех школ в районе — школ дошкольного, начального и среднего образования, структур дополнительного образования. Это необходимо для гарантии непрерывности образования с особенностями. Много полезного можно потерять в случае, если ребенок часто меняет школы.
У детей могут быть разные отклонения, влияющие на процесс мышления. Но у всех детей есть свои основные нужды — это любовь и тепло, безопасность, богатая витаминами пища, здоровое окружение и дом, свой кров. Если какой-либо из этих элементов отсутствует, или представлен в недостаточном количестве, тогда рост и развитие ребенка могут пострадать. Жизнь учеников не может быть просто поделена на «школьную жизнь», «жизнь дома» и «общественную жизнь». Школа- это всего лишь один из периодов жизни ребенка. И этот период жизни должен быть полным, насыщенным и счастливым. Школа должна готовить учеников к взрослой жизни, которая ожидает их после ее окончания. И эта жизнь должна быть успешной!
Инклюзия, которая работает
Все общеобразовательные школы России являются инклюзивными, а это значит, что ребенок с ОВЗ должен быть принят в любую из них – решение, где он будет учиться, в обычной школе или специализированной, принимают родители. Однако эксперты говорят, что в нашей стране к инклюзии не готовы ни педагоги, ни мамы и папы. Первым не достает опыта по организации разноуровневого процесса обучения, вторым – знаний по подготовке особенного ребенка к школе. Не развита в нашей стране и обратная инклюзия – школьников и их родителей никто не готовит к взаимодействию с детьми с ОВЗ. Как реализуются принципы инклюзии в образовательных системах стран, где этот опыт признан успешным, рассказываем в нашей статье.
Финляндия: соучительство и командная работа в школах
Инклюзивное образование в Финляндии развивается на протяжение 20 лет и сопровождается научными исследованиями. В 2008 году принята политика применения принципов инклюзии в образовательных организациях страны. Приведем лишь некоторые из ее положений:
- Все дети обучаются в основной школе в соответствии со своими возможностями.
- Специалисты консультируют родителей перед зачислением в школу, чтобы те могли решить, в каком классе будет учиться ребенок − специализированном или общем.
- Учащимся с ограниченной мобильностью предоставляется помощник, а с нарушением слуха – сурдопереводчик.
- В штате каждой общеобразовательной основной школы есть специальные педагоги, помощники учителя, социальные работники, медицинские сестры.
- Проблемы в обучении ребенка решает не только социальный педагог, но и весь педагогический состав школы, применяется командный подход и соучительство.
- В вузовскую подготовку учителей включены: обучение методам работы с детьми с ОВЗ, обучение командной работе с другими специалистами школы, обучение составлению индивидуальных программ для учеников.
Любой ребенок в основной общеобразовательной школе Финляндии имеет право на один из трех видов (уровней) поддержки, положения которых закреплены нормативно в 2010 году.
Ее осуществляет учитель класса. Он помогает справиться с различными трудностями в обучении, с которыми может столкнуться любой ребенок, например после болезни. Педагог обсуждает проблемы с родителями и специалистами школы, после чего работает с учеником дополнительно, стараясь ликвидировать его пробелы в усвоении школьной программы. Если общей поддержки недостаточно, прибегают к поддержке второго уровня.
Решение о ее необходимости принимает мультидисциплинарная команда. Интенсивная поддержка осуществляется с применением соучительства, когда работа ведется совместно со специальным педагогом, социальным работником, помощником учителя. Для ученика составляется индивидуальный план обучения.
Цель поддержки второго уровня – помочь справиться с программой, предупредить и преодолеть неуспеваемость. Если проблемы ребенка решаются за шесть месяцев, то он может быть переведен на первый уровень поддержки, если нет − переходят к третьему уровню − специальной поддержка.
Решение о переводе ребенка на этот уровень принимается по результатам медико-психологического обследования, которое проводится комиссией Комитета по образованию. На третьем уровне ребенок обучается в специальном классе численностью 8-10 человек, где с ним занимается специальный педагог. Базовое 9-летнее образование ученики получают за 11 лет.
Школьное обучение детей с ОВЗ организуется также и дома, а нагрузка учителя дополнительно финансируется муниципалитетом.
Отметим, что в возрасте пяти лет, еще до школы, все дети проходят психолого-педагогическое обследование, выявляющее их образовательные потребности. По его результатам определяется, какой из уровней поддержки будет обеспечен ребенку в школе. При этом администрация школы заранее знает, какие дети придут в первый класс: электронная система досье воспитанников детских садов содержит всю необходимую информацию о будущих школьника.
Израиль: инклюзия -норма для всех.
Более 30 лет в Израиле действует закон, согласно которому дети с ОВЗ учатся в обычных школах. В специальный коррекционный центр ребенка направляют в исключительных случаях.
Вся система инклюзивного образования в этой стране выстроена так, что о ребенке с ОВЗ заботится не только государство и его родители, но и одноклассники, друзья, сотрудники образовательных организаций, волонтеры.
Декларируемой целью израильских школ становятся достижения ученика в учебе в сравнении не с нормативами и успехами одноклассников, а с его собственными показателями.
До школы − регулярный скрининг и тщательная подготовка к обучению
Отличительные особенности израильской инклюзии − ранняя диагностика и особое внимание при подготовке к школе детей с ОВЗ по программе «From prevention to inclusion» («От предупреждения к инклюзии»). Ее главная цель - оказать ребенку с ограниченными возможностями здоровья максимальную поддержку в раннем возрасте, чтобы с шести лет он смог обучаться в общеобразовательной школе.
С самого рождения дети проходят регулярный скрининг состояния здоровья, за их развитием следят педиатры, психиатры и клинические психологи, а также специалисты по развитию речи. С малышами с ДЦП и синдромом Дауна начинают работать через несколько месяцев после их рождения, с детьми с аутизмом – с 1 - 2 лет.
За год до школы все дети посещают детский сад, где проходят обязательную психологическую диагностику.
Транзитный класс
В израильских школах для детей с ОВЗ работает так называемый «транзитный первый класс» или класс интенсивной коррекции, по окончании которого ребенок или переходит во второй класс, или еще год учится в транзитном классе, или направляется в специальную школу. В транзитном классе обучаются не более 12 человек, каждый учится в своем темпе, получает помощь психолога, дефектолога и специалиста по развитию речи.
В школах − все виды инклюзии
Ребенку с ОВЗ, перешедшему в общеобразовательную школу, подбирают индивидуальный вид инклюзии. Он может посещать смешанные занятия в специальном классе (половина уроков проходит с ассистентом, половина − с другими учениками), а может учиться в обычном классе в сопровождении тьютора или с дополнительными перерывами на отдых. Дети могут проходить программу в облегченной форме, а некоторые слишком сложные предметы и вовсе не посещать.
Также в школах предусмотрены альтернативные способы обучения для детей по типам ОВЗ − неговорящие дети используют для общения с учителем картинки или изображения, задания для слабослышащих готовятся в распечатанном виде, а если ребенок не может писать, ему дают возможность надиктовывать свои ответы на гаджет.
Особые условия инклюзии предусмотрены в израильских школах и для обучения детей с аутизмом – они учатся в специальных классах по 6-8 человек в сопровождении двух учителей и нескольких тьюторов. Поддержку ученикам оказывают логопед, специалисты по развитию эмоционального интеллекта и сенсорной интеграции. Для лучшего понимания и усвоения материала с детьми занимаются дополнительно. Несмотря на то, что такие дети учатся в специальных классах, они не изолированы от остальных учеников и вместе с ними участвуют в праздниках и общешкольных мероприятиях, посещают экскурсии. К старшим классам совместное времяпрепровождение детей увеличивается.
Инклюзия и обратная инклюзия в обществе
Для того чтобы дети с особенностями лучше адаптировались к обычной школе, широко практикуются программы повышения осведомленности: в класс приходят родители ребенка с ОВЗ и рассказывают об особенностях его здоровья и поведения.
Распространена и «обратная инклюзия», когда обычные дети посещают коррекционные занятия или уроки спецкласса, занимаются вместе. Эти меры – повышения осведомленности и обратная инклюзия, − действенная профилактика буллинга, а также значимая компенсация недостатка внимания ученикам, отстающим в учебе из-за проблем со здоровьем.
Как относиться к мировому опыту
Не существует единой стратегии, которая одинаково подошла бы школам всех стран. Но, перенимая опыт друг друга, продолжая искать новое и, главное, прислушиваясь к потребностям детей, можно надеяться на то, что и в нашей стране будет создано идеальное инклюзивное образовательное пространство.
Приглашаем детей на инклюзивное обучение в нашу школу!
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Это большая и важная тема современности, ей уделено большое место в нашем образовательной учреждении и более половины всех педагогов школы прошли курсы повышения квалификации, направленные на работу с детьми, имеющими особенности в здоровье.
Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
…умело, умно, мудро, тонко, сердечно
прикоснуться к каждой из тысячи граней,
найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать
засверкает неповторимым сиянием человеческого
таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…
Концу 20 столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритании, Швеции, Германии, Скандинавских странах) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало инклюзивное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение. Инклюзивное образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей) в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека как полноправного участника образовательного процесса. Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. В процессе работы с детьми были использованы различные методы. Один из таких методов – сказкотерапия в сочетании с игрой.
Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Сказка, будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), решает или, точнее, помогает решать некоторые психологические задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
Дети с ОВЗ – это сложный, своеобразный контингент. У них наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности – как основной признак, симптом умственной отсталости – и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы.
Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в «состояние волшебства», заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели мня к выводу, что сказка оказывает кооригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей. Сказкотерапия – один из наименее «травмоопасных» и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.
Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую, предлагая образы, которые интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Через сказку легко объяснить ребенку и первые нравственные понятия – что такое хорошо и что такое плохо. Ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.
«Путешествия» по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства – пластику, мимику и речь. Для полноценного развития ребенка важно питание его эмоциональной сферы, развитие чувства, а сказка – одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка.
Основные цели, которые мы ставим в работе с детьми с ОВЗ, - это развитие эмоциональной сферы, воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики. Средствами сказки мы стараемся воспитать у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.
Основные задачи
Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки. Учить узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов. Развивать пространственную ориентировку с опорой на зрительное восприятие предметов. Учить выделять предметы в группе (сказку), опираясь на зрительный образ. Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы. Формировать навыки речевого общения.
Для реализации поставленных задач применялись такие методические приемы, как беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами: словесные, настольно-печатные и подвижные игры: рисование сказки, проигрывание. Главные принципом достижения эффективности в работе мы считаем индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психофизических и речевых возможностей. Мы пытались использовать сказку в психокоррекционной работе с детьми в сочетании с игрой и с игротерапией, когда возникла необходимость помочь детям с ОВЗ адаптироваться среди сверстников с сохранным интеллектом.
В своей работе мы стараемся использовать общеизвестные сюжеты и темы. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятия. При подготовке к занятию продумываются различные формы подачи материала. Это позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. С целью психологической коррекции было проведено психодиагностическое обследование – цикл из девяти занятий, сочетающих сказкотерапию и игротерапию.
Первое занятие. Цель этого занятия – сплочение группы для лучшего познания себя и окружающих. Детям впервые было предложено упражнения «Комплименты», которое им очень понравилось. Потом ребятам было предложено вспомнить, какие сказки они читали или слушали раньше. Зачем совместно с детьми мы пересказали сказку «Теремок» было предложено ее показать. Роли распределяли произвольно. Следует отметить, что ни одна инсценировка не была подготовленной. Общее настроение было светлым, приятное.
Второе занятие. На этом занятии была предложена сказка «Под грибом». Роли были распределены по желанию детей. После драматизации сказки в беседе был сделан вывод, определен нравственный урок сказки: «В тесноте, да не в обиде». Настроение группы после этого занятия можно охарактеризовать как светлое, приятное.
Третье занятие. После ритуала «входа» дети обыграли сказку «Колобок», самостоятельно распределив роли. Затем им было предложено поменяться ролями и обыграть сказку снова. Отношения к сверстнику могут изменяться много раз в течение всего дня. Взаимоотношения ограничены рамками актуальной ситуации взаимодействия.
Четвертое занятие. После ритуала «входа» детям было предложено послушать сказку «Заюшкина избушка», а затем самостоятельно изготовить персонажей настольного театра для обыгрывания сказки. Никаких инструкций по организации данной творческой деятельности дано не было. На этом занятии мы пытались развить у детей интерес, доброжелательность, умение строить доверительные отношения друг с другом, эмоционально сопереживать ровеснику, сотрудничать и действовать сообща.
В результате данной творческой деятельности появились признаки развития и сплоченности детского коллектива. Но, учитывая, что дети общаются между собой не только на «сказочных» занятиях, но и во время работы по самообслуживанию, прогулок, различных мероприятий, можно сказать, что среди них возникают группы, общение в которых пока носит непродолжительный характер.
Пятое занятие. Было предложено прослушать сказку «Гуси-лебеди». Затем дети, выбрав роли для себя и своих товарищей, обыграли сказку. Однако после диагностики настроения стало видно, что некоторые участники недовольны занятием. Им не понравились роли, на которые их выбрали товарищи: их выбор чаще всего спонтанен, объяснить его дети обычно не могут. Не последнюю роль в формировании у детей отношения к окружающим играет отношение к ним авторитетного взрослого. Поэтому необдуманные замечания относительно любого ребенка воспринимаются остальными детьми как неоспоримая характеристика кого-то или чего-то. Именно под влиянием таких характеристик дети чаще всего меняют свое мнение о партнерах по игре.
Шестое занятие. Для обыгрывания следующей сказки мы разделили детей на группы, и в каждой были распределены роли. После обыгрывания дети по своему желанию переходили в другие группы, и сказка обыгрывалась повторно. Такое построение занятия показало, что в коллективе детей уже сформировались относительно устойчивые малые группы, в каждой группе был свой лидер. Следует отметить, что при образовании свободных коллективов в них входят дети с различным уровнем умственного развития.
Седьмое занятие. На этом занятии была предложена сказка «Волк и семеро козлят». Дети смотрели диафильм, а затем было предложено каждому ребенку распределить роли между воспитанниками группы и объяснить свой выбор.
Восьмое занятие. Было посвящено сказкам о дружбе. После их обыгрывания детям было предложено ответить на вопросы.
Настроение в группе на протяжении всех занятий было спокойным, светлым, умиротворенным.
Девятое занятие. На этом занятии роли сказки «Репка» были распределены уже по жребию. Главный смысл сказки – дружба всего дороже. Ребята хотели дать роли тем детям, которые находились в данный момент в более близких с ними отношениях.
Психодиагностическое обследование показало хорошие результаты: все дети состояли в групповых отношениях. Конечно, эти результаты нельзя отнести только на счет «сказочных» занятий, так как все это время дети вступали друг с другом в контакт во время выполнения различных режимных моментов, трудовой и игровой деятельности.
После каждого сеанса выявлялось настроение каждого участника группы и группы в целом. Повторное психодиагностическое обследование осуществлялось с целью выявления эффективности занятий.
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
1. Ритуал «входа» в сказку (настрой на совместную работу, любое «сплачивающее» упражнение).
2. Повторение (вспомнить прошлый опыт, прошлое занятие).
3. Расширение (расширить представления ребенка о чем-либо, рассказ или показ сказки).
4. Закрепление (приобретение нового опыта игры, символические путешествия).
5. Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью).
6. Резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся).
7. Ритуал «выхода» из сказки (закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде, определение эмоционального отношения (цветопись)).
Вся методика обучения дошкольников с ОВЗ предусматривает индивидуальную работу как с детьми, отстающими в усвоении программного материала, так и с детьми, опережающими своих сверстников. Материал для работы с более слабыми детьми дается в виде дидактических игр и игровых упражнений. Занятия, проводимые в интересной, увлекательной форме, способствуют формированию необходимых представлений и помогают «догнать» товарищей, воспитывают у ребенка уверенность в своих силах, развивают познавательный интерес. Параллельно с детьми велась работа по снятию агрессивности, по развитию речи, психических функций.
Таким образом, использование различных видов включения детей с ОВЗ в среду сверстников возможно достижение главной задачи инклюзивного образования – создание условий для равноправного участия всех детей в академической и общественной жизни. За время сеансов сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма. Благодаря сказкотерапии у детей улучшаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развиваются образная речь, навыки описания, повествования, сочинения сказок и историй (в том числе и нереальных, придуманных).
В смешанных группах (дети и их родители) формируются (восстанавливаются) нормальные внутрисемейные отношения, появляется эмпатия у родителей по отношению к детям, а у детей – к родителям, принятие ребенка таким, какой он есть. Это позволяет применять методику в группах, состоящих из родителей детей с различными расстройствами. Игра сближает детей, развивает чувство коллективизма, раскрепощает, дети становятся более общительными, развиваются воображение, мышление, внимание, память, речь.
Сказочные сценарии, их обыгрывание незаменимы для развития игровой деятельности, для формирования функционально-ролевых отношений в группе. Можно сказать, что сказкотерапия способствует умственному развитию детей. А самое главное для нас, педагогов - видеть счастливые лица детей!
Наша школа оборудована пандусом, а так же табличками- указателями со шрифтом Брайля для незрячих и плохо видящих людей.